Web Analytics
Skip to main content

На повестке дня - судьба португальских колоний (ЖУРНАЛ «НОВОЕ ВРЕМЯ». 1969. № 2)

П. ЕВСЮКОВ

Смена главы правительства Португалии не внесла каких-либо изменений в политику правящей клики этой страны в отношении колоний в Африке.

По-прежнему Лиссабон готов расходовать половину своего бюджета на военные нужды, нести большие потери в живой силе и технике, обрекать на страдания и лишения миллионы людей ради одного — любыми средствами сохранить свое «присутствие» в Африке. Между тем анализ обстановки в Анголе и Мозамбике позволяет утверждать, что сегодня действительным хозяином этих территорий является не столько Португалия, сколько союз западноевропейского и американского капитала.

Португалия, будучи сама слаборазвитой и зависимой страной, понимает свою несостоятельность и не претендует на что-либо большее в этом союзе, чем на роль подставного лица. В конце ноября 1968 года новый премьер-министр Каэтану прямо заявил, что «Португалия в интересах Западной Европы и даже Америки будет продолжать свою африканскую политику». Иначе говоря, правители Португалии дали понять, что будут и впредь посылать на смерть граждан своей страны во имя интересов международного империализма.

Вот некоторые факты о капиталовложениях ведущих держав Запада в Анголе и Мозамбике. Соединенные Штаты сделали крупные капиталовложения в разработку нефтяных богатств Анголы (район Кабинда). Предполагается, что в ближайшие десятилетия она станет одним из мировых поставщиков нефти. 28 ноября 1968 года португальское информационное агентство Лузитания сообщало об отправке первой партии нефти с месторождений в Кабинде. Ожидается, что к концу 1970 года годовая добыча нефти в Кабинде составит 7,5 миллиона тонн. Большая часть ее пойдет на экспорт, что значительно изменит картину поставок и потребления нефти в Южной Африке, причем Южно-Африканская Республика станет основным потребителем ангольской нефти.

Западногерманский капитал прибрал к рукам ангольские залежи железной руды. Исключительное право на эксплуатацию большей части месторождений железных руд в Анголе получил Крупп. Площадь его концессий — 220 тысяч квадратных километров.

Японский консорциум Сумитомо ведет подготовку к эксплуатации железорудных шахт в Намапа (Мозамбик), выделив 50 миллионов долларов для финансирования первой стадии работ. Ряд концернов Соединенных Штатов, Западной Германии, Южной Африки, Англии, Франции, Швеции объединили свои капиталы с капиталами португальских фирм для строительства в Мозамбике на реке Замбези самой мощной в Африке гидроэлектростанции, которая будет производить ежегодно, начиная с 1974 года, 18,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии и создаст условия для расселения в этом районе одного миллиона белых поселенцев.

Правительство Португалии стремится «интернационализировать» проблему своих колоний, возложив значительную долю ответственности за них на плечи атлантических союзников. По мере роста иностранных капиталовложений возрастает и желание вкладчиков гарантировать безопасность своих капиталов. Отсюда наращивание столь необходимой для Португалии военной помощи по линии НАТО. Теперь на повестке дня стоит вопрос о том, чтобы НАТО взяло на себя непосредственную ответственность за сохранение португальской колониальной империи.

«Мы официально требуем, чтобы зона защиты НАТО была распространена на португальские провинции Анголу и Гвинею таким образом, чтобы был переброшен надежный оборонительный мост от Северной до Южной Атлантики». Эти слова принадлежат министру иностранных дел Португалии Франко Ногейре.

НАТО уже оказывает решающую помощь португальской армии в колониях. Самолеты, которые перевозят португальских солдат в Африку и обрушивают напалмовые бомбы на головы мирных жителей «португальской» Гвинеи, Анголы и Мозамбика, сделаны в США, Италии, ФРГ. Аэродромы, на которых они базируются, принадлежат НАТО.

Самую непосредственную угрозу народам Африки представляет негласный, но активно действующий военно-политический союз Западной Германии с Португалией. Выступая в какой-то степени конкурентом Вашингтону, боннские правящие круги добились предпочтительного отношения к себе Лиссабона. Дело дошло до того, что в распоряжение бундесвера предоставлена территория самой Португалии с ее полигонами, аэродромами, казармами. Инструкторы бундесвера обучают португальских солдат, как лучше убивать африканцев, а в госпиталях Западной Германии немецкие врачи лечат раненых португальских солдат, доставленных из Анголы.

Характерная особенность нынешнего положения в португальских колониях — стремление империалистических кругов Запада коллективно осуществлять некоторые элементы неоколониалистской политики в Анголе и Мозамбике, которыми Португалия управляла из века в век насильственным методом, силой оружия.

Политика «открытых дверей», осуществляемая в португальских колониях в интересах империализма, создала определенные условия для стимулирования экономической жизни. Появилось больше людей, получающих постоянную заработную плату. Африканцам стали предоставлять мелкие и некоторые средние посты в администрации. Был признан институт племенных вождей, дети чиновников-африканцев и племенной знати получили несколько больше возможностей для поступления в высшие учебные заведения в капиталистических странах. Ведется усиленная работа по созданию привилегированной африканской прослойки с прозападными политическими настроениями.

Секретные службы империалистических стран, в том числе португальская ПИДЕ, создают в «заморских провинциях» оппозиционные национально-революционным партиям группировки и насаждают в них своих агентов, подобных Холдену Роберто, Жонасу Савимби, Алешандре Тати, Пинто Буллу, Читофе Гвамбе. Пытаясь разложить, деморализовать национально-патриотические движения, эти люди запятнали себя сомнительными связями с колонизаторами, с африканскими реакционными кругами, стали послушными исполнителями заговора империалистов против прогрессивной Африки, против свободы своих собственных народов.

Португальская армия в колониях насчитывает от 145 до 160 тысяч офицеров и солдат. Это самые большие вооруженные силы в Африке. Вместе с армией, полицией, отрядами самообороны и другими военизированными подразделениями ЮАР и Родезии они представляют собой постоянную угрозу суверенитету независимых стран Африки, являются источником вооруженных конфликтов на границах с соседними государствами. Соседние с португальскими колониями независимые страны вынуждены то и дело обращаться в ООН с жалобами на Португалию в связи с вероломными нападениями ее авиации и военных отрядов на пограничные населенные пункты.

В начале декабря 1968 года португальское военное командование в Анголе вновь предприняло ничем не спровоцированное нападение на соседнюю Замбию. Произошло столкновение между подразделениями замбийской армии и войсками колонизаторов. Непрекращающиеся провокации и столкновения на границе вынудили президента Замбии Кеннета Каунду выступить с заявлением, в котором он обвинил Португалию в ведении «необъявленной войны» против его страны.

Руководители национально-революционных партий Народное движение за освобождение Анголы, Фронт освобождения Мозамбика и Африканская партия независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса, возглавляющие вооруженную борьбу в своих странах, никогда не отвергали мирный путь решения проблемы независимости португальских колоний. Однако до настоящего времени Лиссабон упорно отказывается сесть за стол переговоров с подлинными представителями борющихся народов. Возможность переговоров не исключается африканскими патриотами и сейчас. Так, генеральный секретарь Африканской партии независимости Амилкар Кабрал заявил недавно на пресс-конференции в Стокгольме, что его партия стремится добиться полной независимости своей страны — либо путем переговоров, «если среди новых руководителей Лиссабона одержат верх реалистические тенденции», либо, если потребуется, силой оружия, чтобы «сбросить последних португальских колонизаторов в море».

Национально-освободительное движение в португальских колониях уже одержало ряд серьезных побед, предопределяющих успешный исход всей борьбы. В Анголе партизаны Народного движения за освобождение Анголы развернули боевые операции на территории страны, охватывающей 500 тысяч квадратных километров. В Мозамбике повстанцы контролируют две северные провинции Кабу-Дельгаду и Ньяса и теперь успешно продвигаются на юг. В «португальской» Гвинее патриоты освободили больше половины страны и поставили врага в критическое положение.

Победы национально-освободительных сил Анголы, Мозамбика и «португальской» Гвинеи даются в трудной и неравной борьбе с коварным врагом, вооруженным новейшей техникой, использующим опыт американских войск во Вьетнаме: тактику выжженной земли, высадку карателей с вертолетов, создание «стратегических деревень». Пользуясь абсолютным господством в воздухе, португальские летчики бомбят напалмовыми бомбами все живое. Жертвами бомбардировок становятся главным образом мирные жители. С наступлением рассвета население огромных территорий — по западноевропейским масштабам целых государств — покидает деревни и ищет спасения в лесах, чтобы вернуться к своим очагам только с наступлением темноты. Так продолжается уже не один год.

В своей практической партийной, политической, военной и экономической деятельности руководители национально-революционных партий исходят из того, что в создавшихся сложных условиях борьба будет носить длительный характер. Принимаются меры для организационного укрепления партий и идейного воспитания кадров. Стоит задача усилить политическую работу в массах, поднять на борьбу все население, подготовить кадры, владеющие новейшей военной техникой лучше, чем армия противника.

Уже сейчас вооруженные силы патриотов стали организационно и качественно иными, чем раньше. Накоплен значительный опыт, возросла их техническая оснащенность, образованы службы: штабная, связи, разведки, снабжения, медицинского обслуживания. Тысячи молодых людей прошли военную подготовку и составляют костяк вооруженных сил, основные отличительные качества которых — революционная дисциплина и высокий моральный дух.

Там, где вооруженная борьба развивается особенно успешно, как например в «португальской» Гвинее, руководство национально-освободительным движением признало целесообразным и уже осуществляет полное преобразование вооруженных сил в регулярную армию и оснащение ее более современным оружием, в том числе тяжелым.

Переход значительных территорий под контроль национально-освободительных сил выдвинул перед патриотами Анголы, Мозамбика, «португальской» Гвинеи задачу создания на этих территориях местной гражданской власти, пользующейся поддержкой населения. В освобожденных районах налаживается нормальная хозяйственная жизнь, причем особое значение придается организации внутренней торговли, снабжению населения товарами
первой необходимости. Организует-ся производство ряда товаров на местах, делаются даже попытки экспортировать некоторые виды сырья и продукты сельского хозяйстве, например риса, растительного масла.

Значительную помощь в решении экономических проблем оказывают патриотам Советский Союз и другие социалистические страны, поставляя им некоторые виды потребительских товаров, а также медикаменты.

Национально-революционные партии португальских колоний выступают единым фронтом в борьбе против колониализма и представляют собой революционную силу, способную довести до конца дело освобождения своих стран.

— Борьбу ангольцев, — сказал в одном из своих последних заявлений председатель Народного движения за освобождение Анголы Агостиньо Нето, — нельзя отделить от борьбы, которая ведется во всех португальских колониях — в так называемой португальской Гвинее и в Мозамбике... Вот почему мы создали объединенный орган «Конференцию националистических организаций португальских колоний», при помощи которой координируем действия во всех трех португальских колониях и обмениваемся опытом...

Подтверждением правильности политики национально-революционных партий, признанием их заслуг перед своими народами, их преданности делу борьбы за свободу Африки явились резолюции V сессии Ассамблеи Организации африканского единства, состоявшейся в Алжире в сентябре 1968 года. Сессия четко и ясно сформулировала свою позицию, признав в качестве единственных законных представителей народов Анголы, Мозамбика, «португальской» Гвинеи именно эти национально-революционные организации.

Несомненно, новый стимул к укреплению солидарности с борцами за свободу португальских колоний даст Международная конференция солидарности с борьбой народов юга Африки и португальских колоний за национальное освобождение, которая собирается во второй половине января в Хартуме.

Советский Союз и другие социалистические страны и впредь будут оказывать решительную поддержку и действенную помощь борющимся народам Африки.